Данная тема является авторской, при частичном или полном копировании обязательна активная гипрессылка на источник
Во имя любимого Дома сейчас буду перетаскивать сюда тему с СМ.
Помогите мне парфюмерно-интернетные боги загрузить сто двадцать картинок и не запутаться
Gentlemen Prefer Blondes, Blondes Prefer Guerlaaaaaain!..
Кстати, меня немало удивило, как произносят Guerlain сами французы - не наше "ГерлЕн", а нечто среднее между "Герлан" и "Герлян" (послушайте, например, как говорит Сильвен Делакур, креативная директриса Дома).
Итак, культ герляномании облучает привлекает адептов
Фамильное древо семьи Герлен:
В бордовых рамочках - парфюмеры великого семейства. А Раймон Герлен придумал флаконы для Мицуко и Шалимара.
Творения лучше говорят за мастера, чем имя:
Считается, что аккорд "герленад" изобрёл сам отец-основатель Пьер Франсуа Паскаль. Но каждый из Герленов по-своему совершенствовал или, вернее сказать, апгрейдил состав. Жак выпустил парфюм Guerlinade в 1921, а Жан-Поль сделал "re-formulation " в 1998. Эме сделал не герленад своего имени, а Jicky - тоже построенный на герленадном аккорде, с синтетическим кумарином вместо ранее использовавшихся бобов тонка (уж не знаю, в какой конкретно форме).
Приблизительный герленад:
Когда-нибудь напишу здесь свой реферат об истории Дома (постараюсь насобирать что-нибудь более интересное, чем копипаста из первой ссылки по запросу Яндекса), а пока хочу перейти к более практическому вопросу, прямо связанному с темой покупки винтажей: история герленовской упаковки.
Самый правильный источник инфы о чудесных бутылочках - не форум (как бы я тут ни старалась), а книжки.
Я французский бы выучил только за то, что на английском такую уже не печатают:
Guerlain: Les flacons a parfum depuis 1828
Авторы: Michele Atlas, Alain Monniot (Мишель Атлас, Ален Моннио)
На французском амазоне предлагают за 57 евриков. Триста двадцать роскошных страниц про все известные науке бутылочки, коробочки и этикеточки со времён открытия первого магазина Пьера Франсуа Паскаля Герлена.
Среди этих трёхсот двадцати есть такие:
Далее буду описывать типы флаконов, основываясь на нумерации этого обзора. Он, наверное, не самый удачный по сочетанию логики с хронологией, но я не уверена, что сама пока смогу сделать лучше.
Первый тип - бутылки с пчёлками
Или bee bottles, или flacons d'abeilles.
Прозрачная хрустальная бутылка с рельефным узором из пчёлок. Пчёлки бывают простые и золотые (вернее, позолоченные):
Знаменитая полка в Ля Мэзоне на Елисейских Полях:
(Пчёлки, тысячи их!) Чтобы уберечь герленоманов от полного нервного потрясения, в эти бутылки налили фактис.
Как появилась эта бутылка, все, наверное, знают: 30 января 1853 года случилась свадьба французского императора Наполеона III и Евгении де Монтихо, по такому случаю Пьер Франсуа Паскаль Герлен преподнёс невесте бутылочку одеколона в эксклюзивном флаконе фабрики Pochet & du Courval, с нарисованными вручную золотыми пчёлками, эмблемой Наполеона III. Императрице понравилось, парфюм получил название Eau de Cologne Imperiale, а бутылка с пчёлками у дома Guerlain стала показательно-фирменная. Кого в неё только не наливают.
И каких только нет размеров: от миниатюрок на 7,5 мл
- для сравнения масштабов: они же - в нижней части фото
до огромных бутылок на литр и даже больше (уж не знаю, что там, фактис или настоящее):
Пожалуй, самые оригинальные пчёлки у бутылок с парфюмом Metallica (переименованного из-за копирастических позывов одноимённой группы в Metalys):
Кроме того, бутылки Aqua Allegoria своими формами и декоративным мотивом шестиугольных сот кагбе отсылают нас к образу классической бутылки с пчёлами, но в то же время напоминают, что Герлен уже не тот...
И каких больше на витрине бутика?
А вот в такие когда-то наливали гель для душа:
Также формы и пропорции бутылок с пчёлами некоторым образом отразились в серии металлических флаконов-тестеров, которая называется "Le Sucrier de Madame" (sucrier - сахарница):
Тестеры такой формы появились в 70-х годах, и их даже дарили самым многопокупающим клиентам, но с переходом в LVMH эту приятную практику свернули (подробности).
***
Сижу и ищу картинки со старыми герленофлаконами. А это само по себе настолько приятное и захватывающее занятие, что ничем иным заниматься уже не хочется.
Вот чудесный флакон, который мне очень нравится:
Bouquet de Faunes работы Рене Лалика (а парфюм - работы Жака Герлена 1923 года):
Букет фавнов или букет фауны - всех красот мускуса и амбры, дикий и жестокий аромат пантерьего меха, как описывает его Октавиан Север Коифан.
Галина Анни пишет, что этот парфюм очень ценит Ги Робер - "за интересную и необычную структуру, аромат выстроен так, что практически не содержит верхних нот" - и что он редчайший T_T)
* * *
ВТОРОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП герленских бутылок, который появился в районе 1870-го и использовался в 70-80-х годах девятнадцатого века, называется "Carre". У неё была простая форма удлинённого прямоугольника и затычка из пробкового дерева - словом, типичная парфюмерная бутылка того времени. Несмотря на это, чёткой одиночной фотографии с подписью "Герлен, бутылка карэ" я так и не нашла. Так что смотрите сюда: у кого пробка пробковая, та и есть нашей искомой формы (хотя бы одна )
Другой важный отличительный признак у бутылок этого периода - отпечатанная на стекле Femme Drapeaux (женщина с флагами и под ней герленовский герб).
Раз увидишь - не спутаешь:
Флакон на фото, кстати, относится к типу "Луи XVI" - со стеклянной пробкой "в форме ананаса" (появился в 1902-м году).
Femme Drapeaux, заклеенная этикеткой:
Здесь бутылка - аптечного типа, о нём будет позже.
Cначала ещё несколько слов про драпированную фамму (на западных сайтах этот рисунок ещё часто называют angel).
Качество изображения на антикварных бутылках бывает разное,
но основной мотив такой:
(фарфоровая баночка из-под герленовского крема примерно 1880-го года выпуска)
Что означают все эти штуки на гербе дома Герлен - не знаю, но очень хочу узнать. В интернете это всё зарыто где-то очень глубоко, но есть надежда на Атлас-Моннио.
Очень меня заинтересовала история герленовского шипра. Вот так живёшь, помнишь, что Франсуа Коти изобрёл Chypre в 1917-м, как во всех статьях в рунете написано, а потом натыкаешься в списке творений Жака Герлена на скромненькую такую строчку Chypre de Paris (1909), чешешь в затылка и начинаешь разбираться. И в реальности всё оказывается не так, как на самом деле.
Итак, современные впечатления о герленовском шипре начала века:
Chypre Guerlain
(1840)
Вопрос о существовании начала почти теологический.
Понятие Шипр для советского человека оборачивается воспоминанием о старинном мужском аромате по соседству с Тройным одеколоном.
Если копнуть чуть глубже, появляется целый пласт парфюмерного направления, хорошо развивающегося на протяжении 20 века.
Направление имеет в качестве источника прекрасного с точки зрения гладкой легенды Chypre Coty (1917), аромата, призванного украсить ассоциацию о средиземноморском острове Кипре (Cyprus) с его цитрусовыми деревьями и солнечными сухими хвойными лесами.
В дальнейшем направление было отклассифицированно по наличию в аромате цитрусового начала (бергамот, лимон) и мшистого с добавлением пачулей или древесных нот дна.Благодаря атласу по Герлену я заподозрила, что понятие chypre в начале-середине 19го века было таким же нарицательным, как и советский старинный штамп.
Скажем, полуаптечное наименование Double extrait de chypre было распространено наряду с абстрактным парфюмерным и затасканным Bouquet.
Когда появилась возможность приобрести и попробовать Chypre Guerlain, было очень интересно, насколько этот уже индивидуально определенный аромат впишется в современные каноны шипра и какие сюрпризы он приподнесет.Сначала опишу именно то, что показалось из разболтанного после пересылки флакона. Потому что по моему мнению первыми вылезают наиболее сильные ноты, они способны затмить остальную мозаику.
Деготь, под ним бергамот, жасминовая отделка и очень много мха.Пока Chypre стоял и отдыхал, мне удалось попробовать очень близкий по аромату Cuir de Russie Guerlain (1872).
Первым впечатлением от него было подтверждение мысли о крупноблочности натурального сырья доисторических Герленов, этакая архитектура египетских пирамид, когда высота каменного кирпича выше человеческого роста.
Однако, интерес разобрать и поглядеть на структуру вознаградился сложной красотой.
Русская Кожа держит в сердце дягтярно-розово-жасминовый аккорд, длительный и нежный, рисующий картину мягкой, рельефно-матовой кожи, поддатливой и немного смятой от ношения и соприкосновения с телом. Короткая верхушка зелено-альдегидная, выворотная часть в оррисовой пудре и ирисовой деликатностии, несомненно белесого цвета.
База сначала мне показалась подкрашенной с помощью микродозы амбры горькой ванилью, но потом я нащупала перуанский бальзам. Вообще резиноидность нащупывается как форма ведущих компонентов. Кумариновая пыльца покрывает общую картину.Chypre упрямее. Во-первых активная гальбанумная зелень, быстый нырок в кожаную часть, точнее ее предверие - цибениново-шалфейные сени. Навстречу вектор бергамотового сквозняка. Цибетин локомотивом все же протащит в тот же дегтярно-розово-жасминовый аккорд. Это центральная часть, от нее можно гулять в разные флигеля (с оррисовыми тканевыми уголками, с каучуками), но возврат только через него. Необыкновенно нежно, душисто и защищающе сидит этот аккорд на шее, мягкие латы от ветров и чужих взглядов. База как в лучших домах - надежная и с прохладой: мох кисловатый, кумариново-сандаловая пыль по углам и потом, как маленькое сомнение, амбровость для округления и хороших воспоминаний. А бергамот кое-где проскальзывает, надо бы еще выстояться до лета, достроимся потом.
Хочется добавить, что розно-жасминовая часть ведет себя очень скромно, вспомогательно, и что я имела возможнось обонять как ведет себя Chypre на горячей коже - резинится и все тут.
Я не беру назад свои слова насчет того, что внедрение более сложной синтетики, чем кумарин и успешная обработка цветочного и иного сырья на рубеже веков дали более плавные очертания и наполненость поздним творениям, что эра сложных и великолепно отстроенных ароматов в Доме началось с Jicky, но начало красоты невозможно засечь и запереть под колбой.
Как наименование chypre, так и вкус с умением идут откуда-то далеко, трудно найти их предтечи и причины, скорее всего и не нужно.Существенное дополнение.
Данный экземпляр очень сильно отстает от даты первого выпуска духов Chypre. На этикетке стоит новый адрес магазина Guerlain, следовательно, он произведен не раньше 1914 года.
Я предполагаю, что характер духов в течении столь долгого времени существенно менялся, и не только из-за разницы технических и сырьевых возможностей, но и потому, что данный отрезок времени неточно совпадает с правлением очень пуристически настроенной и влиятельной дамы, королевы Виктории. Если вспомнить, то было неприлично сильно пахнуть даже в отдаленной Америке, мама Скарлетт слегка пахла лимонной вербеной.
И выпускались тогда в основном несложные цветочные букеты.
Поэтому понять мне как пахли первоиздание Chypre, загадочные Двойные или Тройные экстракты Шипра и Eau de Chypre, увы, невозможно.
И что имелось в иду под этим словом chypre - тоже.
Хотя, читая литературу, ясно, что в начале 19го века Жозефина предпочитала сильные животные, пачульные ароматы, а гоголевская городничиха начала мечтать о сильном амбре в 1835 году (Россия несколько отставала в модах, особенно в провинции по отношению к Европе).
Возможно, характер шипровых ароматов оказался безумно стойким:)
(с) bumchik
Шипр как смесь мха и анималистических компонентов был известен во времена Римской империи. Шипр как название аккорда часто упоминался в парфюмерных руководствах 18-го века.
(с) bois de jasmin
Ах да, Cuir de Russie! Герленовская Юфть:
(из коллекции Галины Анни, тестер что-то вроде 60-х годов 20-го века)
========================================
А что это здесь у нас на заднем плане за "Букетом фавна"?
Hughes Guerlain, не Жак и не Эме (хоть на этикетке и ---). Возможно, людям с фамилией Герлен на роду написано быть парфюмерами, но эти однофамильцы уживаются плохо. Когда Марсель Герлен (Marcel по фамилии Guerlain, но никак семейству Пьера-Франсуа не родственный) основал своё дело и начал под собственным именем продавать духи и косметику (а было этой в 1923-м), дому Герлен это совсем не понравилось. Герлены Дома выступили со слоганом "Nous n'avons pas de prenom" ("У нас нет имён, только фамилия") и вкатили Марселю Герлену судебный иск, который выиграли. Марселю Герлену пришлось переименовать свою компанию в Societe des Parfumeurs Francais, кроме того, он наоткрывал ещё компаний: Hughes Guerlain, Helen Gys (используя инициалы HG), Gys, La Societe des Parfumeurs Parisiens, Les Parfums d'Agnes, Marlaine. Человек, сразу видно, предприимчивый, но вот ни один его парфюм не вошёл в историю. Может, и помнят его только потому, что однофамилец.
Некоторые творения Марселя Герлена:
8 et 9 (парфюм выпущен в 1924, флакон 1927-го года, и на нём ещё имя Марсель)
Le Roy le Veult (выпущен в 1923)
Pavillon Royal (выпущен в 1924)
Contes Choisis (1926 или 1927)
Caravelle (выпущен в 1924)
Пудра "Красная маска"
========================================
Продолжаю флаконообозрение.
"Флёри" (fleuri) называется шикарная упаковка парфюма "Voila pour quoi J'aimais Rosine", выпущенного Жаком Герленом в 1900-м году. Утверждают, что для тогдашнего парфюмерного маркетинга это было новаторство, узнаваемая упаковка-образ, связанная с одним единственным парфюмом (а не со всем подряд, наливаемым в аптечные бутылки, у которых даже шрифт на этикетках одинаковый, тоска).
Пробка флакона прячется в букете из шёлковых цветов бегонии (более крупного фото не нашла, а так хотелось).
Вот за что мы любили Розину:
Следующий типовой флакон - я так понимаю, он должен называться "ампир" ("Empire"), но его периодически именуют "Louis XVI". Оба этих флакона были появились в 1902-м году, так что почему бы их и не путать (пусть Атлас-Моннио нас рассудят). "Луи Шестнадцатого" я уже здесь помещала (ключевое - "пробка в форме ананаса"), а вот "ампир", в центре, со своим изначальным содержимым - парфюмом "Le Bon Vieux Temps":
Слева - аптечная бутылка Aroma di Heliotropio, справа - бутылка типа "сapsule" с парфюмерным продуктом для волос: Lotion Vegetale a la Violette (что-то вроде "растительный лосьон с ароматом фиалки").
Ребристые бока и пробка в форме головки хмеля:
старинный герленский парфюм "Muguet" (1906)
хорошо знакомый "Habit Rouge" в непривычно женственном виде
(вот, пожалуйста, написали "хрустальный Луи XVI")
"Улитка" ("escargot") связана с выпуском двух фирменных герленовских ароматических предметов костюма: Mouchoir de Monsieur и Voilette de Madame вышли в 1094-м году одновременно, во флаконах одинаковой формы: прозрачные "эскарго" для мсьё, а для мадам - золотые.
Следующий на очереди - флакон квадрилоб, один из самых фирменных флаконов фирмы (наравне с ним - "пчёлки", пробка-сердечко Сумерек и Мицуко и неповторимые формы Шалимара).
Флакон создан в 1908-м году для парфюма Rue de la Paix Габриэлем Герленом, братом Эме и папой Жака. Формы квадрилоба вдохновлены старинными аптечными банками Пьера-Франсуа (отца-основателя). Производством квадрилобов занимаются знаменитые хрусталевары Baccarat , что весомо сказывается на стоимости флаконов, нынешних и уж тем более винтажных. В 1947-м квадрилобы перевыпустили, немножко поменяв дизайн. Кроме того, в природе имеются квадрилобы производства Pochet et du Courval (второго главного поставщика герленовской тары), из обычного стекла, но 1924-го года.
(фото "Русской кожи" из жж-сообщества rare_perfumes)
Традиционно у квадрилобов на этикетке рамочка из листьев лавра, но есть и модерновые варианты:
Классическая коробка - со стилизованным изображением цветка лотоса. Обычно она зелёная.
(фото из ЖЖ Екатерины Хмелевской, известной нам как Paloma, ведущая aromablog.ru)
Вот здесь она точно зелёная:
Нынешнюю продукцию уженетого Герлена наливают в квадрилобы, чтобы придать ей статус и обаяние великого Дома.
Следующая легенда, флакон bouchon coeur: пробка в форме сердечка или, я бы сказала, кокошника, и завитки на "плечах" флакона. Ну, в общем, все видели:
(А Фоль Аром все могли видеть на главной странице Аромаблога)
Разные справочники путают меня с именем создателя: то Раймон Герлен в 1912-м, то Жорж Шевалье (Georges Chevallier) в 1911-м. Разгадка, видимо, в том, что делали вместе, Шевалье - дизайнер Baccarat. Изначально бутылочка делалась под L’Heure Bleue и Fol Arome (1912-й год), но в 1919-м к ним добавилась Mitsouko. C тех пор у Сумерек, Fol Arome и Мицуки одинаковый дизайн коробки-футляра (говорю так, чтоб разделить с внешней коробкой-обложкой):
Пафосный современный лимитид-эдишын-2007:
Уженетот добавил самозванцев:
В 1912-м же появился флакон bouchon fleurs ("пробка-цветок") для парфюмов Jasmiralda и Mi-Mai.
Чтобы увидеть "Жасмиральду", посмотрите на верхнюю полку налево и найдите розовую этикетку и розовую кисточку:
(жалко было обрезать красоту в остальной части фотографии)
Флакон Mi-Mai, увы, без пробки:
Симпатичный флакон-черепашка (tortue) сделали в 1914-м специально для Parfum des Champs-Elysees к прекрасной дате открытия нового бутика с известным адресом.
Бутик в миниатюре:
Теги: Guerlain, фотографии
Отредактировано Kitri (2010-12-04 17:15:33)